"Михайловка ауылының "Колокольчик" бөбекжайы" мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное козенное комунальное предприятие "Ясли-сад  "Колокольчик" села Михайловка"

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Средства для развития мелкой моторики рук у дошкольников.

30.11.2018

Давиденко

Екатерина Ивановна

детский

сад «Колокольчик», Акмолинская область,

Аршалынский

район, село Михайловка.

 

Средства для развития мелкой моторики рук у дошкольников.

 

 «Рука - это вышедший наружу мозг человека».

И. Кант

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный

период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование

и обучение. Этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный

возраст». Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитие общей

и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Уровень развития мелкой

моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок,

имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у

него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять

мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно

к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного

мозга, развитие мелких мышц.

Дети с плохо развитой

ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно

застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми

оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных

действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие

ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития

сложнокоординированных движений руки может оказаться недостаточными для

освоения письма.

Как же развивать мелкую

моторику у детей старшего дошкольного возраста?

«Мозаика», «Пазлы»- в них есть мелкие

детали, которые надо соединять между собой. При выборе пазлов надо исходить не

только из эстетических предпочтений ребенка. Здесь действует правило: чем

старше ребенок, тем мельче должны быть детали и, соответственно, наоборот.

«Конструктор»-для детей старшего

дошкольного возраста лучше выбирать конструкторы с мелкими деталями, с разными

видами соединений.  Развивается образное мышление,

фантазия, мелкая моторика рук.

Лепка

из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие

мелкоймоторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если

во дворе           зима, что может быть лучше снежной

бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или

мелких камешков.

Рисование

или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и

хорошееупражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на

рисунки детей.  Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и

самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно

повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

Изготовление

поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницамигеометрических фигур,

составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметьпользоваться

ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценитьнасколько

развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

Изготовление

поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и

другихдоступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия

развивают также ивоображение, фантазию ребенка.

Замечательно развивают

мелкую моторику тренировки с объёмными буквами. Сейчаспродаются

такие книжки, открытки и таблички, на которых буквы не просто написаны,

асделаны объёмными. Завяжите ребёнку глаза и дайте ему ощупывать эти буквы.

Пусть онпопробует на ощупь определить, что за буква находится под его пальцами.

Такие тренировки в целом полезны для изучения алфавита.

Дети постарше учатся

завязывать шнурки. Это могут быть готовые шнуровки, сделанные

мамой или завязывание шнурков на предметах (кофточки, ботинки, шапочки и т.д.).

Игры с использованием

мелких предметов, из которых надо что-то сложить или построить, что-то взять,

прикрутить или отвинтить, на что-то надеть, куда-то положить или насыпать,

сжать или разжать – это то, что поможет вашему малышу в будущем лучше усваивать

школьную программу. Такие занятия развивают не только воображение и мелкую

моторику, но и память, аккуратность, глазомер, ассоциативное мышление, умение

анализировать и принимать решения.

Развивать мелкую моторику руки детям нужно

обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики - это

подготовка к школьному обучению, в частности, к письму. В головном мозге

человека центры, отвечающие за движения пальцев рук и речи, очень близко

расположены.

Стимулируем отделы мозга, отвечающие за

мелкую моторику - активизируем зоны отвечающую за речь. Если у ребенка хорошо

развита мелкая моторика руки, то, как правило, он умеет рассуждать логически

правильно, у него хорошо развита память, внимание, связная речь. Развивать

тонкую моторику руки можно в домашних условиях и в транспорте, на прогулке, в

песочнице. Правильно ли ваш ребенок завязывает шнурки? Знает ли он названия

пальцев руки? Я хотела бы вас познакомить с играми для развития

чувствительности пальцев рук. Очень нравятся детям игры с прищепками. Нужно вырезать из картона различные формы: круг

– солнышко, треугольник – елочка, полукруг – елочка. Пусть ребенок сам

попробует придумать какую – нибудь фигуру. Можно предложить игры со счетными палочками. Выкладывание

узоров по памяти, по образцу.

  Огромную

пользу в развитии мелкой моторике играет пальчиковая

гимнастика.Пальчиковая

гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи,

основных психических процессов, а также коммуникативности.

Корни всех этих упражнений лежат в народ­ной педагогике. На

протяжении многих веков мама или бабушка играли с паль­чиками малыша,

проговаривая при этом пестушки, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали

ребенка.

Сорока-ворона

Кашу варила, деток кормила,

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала.

Ты в лес не ходил,

Ты дров не рубил,

Ты кашу не варил.

Специалистами доказано: ежеднев­ный массаж кисти, пальцевые

упражне­ния и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее

развитие на три-четыре недели уже в первом полу­годии второго года жизни. Таким

обра­зом, двигательная активность кисти уве­личивает запас слов, способствует

ос­мысленному их использованию.К концу

дошкольного возраста кисти  рук ребенка становятся более

подвижными  и гибкими, что способствует

успешному овладению навыками  письма в

будущем.

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно

не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными

развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если

родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком

возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается

вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не

лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой

моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет

расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

 

 

Просмотров: 353


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст