Консультация
для воспитателей.
Организация
образовательной деятельности детей в течение пребывания в детском саду
Сегодня в обществе идет становление новой
системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной
правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во
всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного
образования.
Стандартизация
дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к
детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Специфика
дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста
определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью
личностных качеств,
в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от
общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая
предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной
деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта
начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не
предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
Индивидуальный подход к ребенку и игру, где
происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама
природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая,
коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и
др.
Необходимо отметить, что образовательная
деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в
дошкольной организации. Это:
Совместная (партнерская)
деятельность педагога с детьми:
-
Образовательная
деятельность в режимных моментах;
-
Организованная
образовательная деятельность;
-
Самостоятельная
деятельность детей.
Образовательная деятельность осуществляется
в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие
определенные направления развития и образования детей (образовательные
области):
-
«Познание»;
-
«Социум»;
-
«Коммуникация»;
-
«Творчество»;
-
«Здоровье».
Содержание образовательных областей может
реализовываться в различных видах деятельности:
ü В раннем возрасте (1год –
3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками;
экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.),
общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством
взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка,
совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание
картинок, двигательная активность;
ü Для детей дошкольного
возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая
сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная
(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и
фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка,
аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы
активности ребенка.
Организованная образовательная деятельность
представляет
собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:
-
с
одним ребенком;
-
с
подгруппой детей;
-
с
целой группой детей.
Выбор количества детей зависит от:
-
возрастных
и индивидуальных особенностей детей;
-
вида
деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная,
продуктивная)
-
их
интереса к данному занятию;
-
сложности
материала.
Но необходимо помнить, что каждый ребенок
должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
Главная особенность организации образовательной
деятельности в ДО на современном этапе - это уход от учебной деятельности
(занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей
дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми:
проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках
интеграции образовательных областей.
Таким образом, «занятие» как специально
организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием
должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем
специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое
взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об
окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс
обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем
необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
Организованная образовательная деятельность | |
в виде учебной деятельности |
через организацию детских видов деятельности |
1. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком. |
1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее. |
2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит) |
2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого |
3. Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели. |
3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. Цель - подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. |
4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная. |
4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка |
5. Основная форма работы с детьми - занятие. |
5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д. |
6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных) |
6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых) |
7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний». |
7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности |
8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии |
8. Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела. |
9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей |
9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса. |
Основные тезисы
организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя в деятельность
наравне с детьми;
-
добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и
дисциплинарного принуждения);
-
свободное общение и перемещение детей во время
деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
-
открытый временной конец деятельности (каждый работает
в своем темпе).
Образовательная деятельность детей в режиме
дня
Помимо организованной образовательной
деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная
деятельность в режиме дня:
ü В утренние и вечерние
часы
ü На прогулке
ü При проведении режимных
моментов.
Цели образовательной
деятельности в режиме дня:
ü Охрана здоровья и
формирование основы культуры здоровья;
ü Формирование у детей
основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического
сознания (безопасности окружающего мира)
ü Освоение первоначальных
представлений социального характера и включение детей в систему социальных
отношений
ü Формирование у детей
положительного отношения к труду.
Формы проведения образовательной деятельности
в режиме дня:
ü Подвижные игры с
правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы,
спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;
ü Оздоровительные и
закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и
рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты,
упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;
ü Анализ проблемных
ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы,
рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;
ü Игровые ситуации, игры с
правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные,
конструктивные;
ü Опыты и эксперименты,
дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов),
коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,
ü Беседы, речевые ситуации,
составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание
потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;
ü Слушание исполнение
музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и
импровизации,
ü Вернисажи детского
творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества
и др.
Самостоятельная деятельность детей.
По санитарно-эпидемиологическим требованиям
к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную
деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности,
личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Но это не значит, что ребенок должен быть
предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей
необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду и присмотр
и уход за каждым ребенком.
Развивающая предметно-пространственная
среда должна
быть:
ü содержательно –
насыщенной,
ü трансформируемой;
ü полифункциональной;
ü вариативной;
ü доступной;
ü безопасной.
1. Насыщенность среды должна соответствовать
возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное
пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе
техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым,
спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со
спецификой Программы).
Организация
образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную,
исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,
экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и
водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие
детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность
самовыражения детей.
Для детей младенческого и
раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые
и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с
разными материалами.
2. Трансформируемость
пространства
предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей.
3. Полифункциональность
материалов
предполагает:
возможность
разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например,
детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или
Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом
употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для
использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве
предметов-заместителей в детской игре).
4. Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или
Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а
также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей;
периодическую сменяемость
игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую,
двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5. Доступность среды предполагает:
доступность для
воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность;
свободный доступ детей, в
том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность
материалов и оборудования.
6. Безопасность
предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее
элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их
использования.