"Михайловка ауылының "Колокольчик" бөбекжайы" мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное козенное комунальное предприятие "Ясли-сад  "Колокольчик" села Михайловка"

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ТЕЧЕНИЕ ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

27.04.2017

Консультация

для воспитателей.

Организация

образовательной деятельности детей в течение пребывания в детском саду

Сегодня в обществе идет становление новой

системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной

правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во

всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного

образования.

Стандартизация

дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к

детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Специфика

дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста

определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью

личностных качеств,

в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от

общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая

предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной

деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта

начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не

предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

Индивидуальный подход к ребенку и игру, где

происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама

природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая,

коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и

др.

Необходимо отметить, что образовательная

деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в

дошкольной организации. Это:

Совместная (партнерская)

деятельность педагога с детьми:                                       

-       

Образовательная

деятельность в режимных моментах;

-       

Организованная

образовательная деятельность;

-       

Самостоятельная

деятельность детей.

Образовательная деятельность осуществляется

в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие

определенные направления развития и образования детей (образовательные

области):

-       

«Познание»;

-       

«Социум»;

-       

«Коммуникация»;

-       

«Творчество»;

-       

«Здоровье».

Содержание образовательных областей может

реализовываться в различных видах деятельности:

ü  В раннем возрасте (1год –

3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками;

экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.),

общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством

взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка,

совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание

картинок, двигательная активность;

ü  Для детей дошкольного

возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая

сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная

(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),

познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и

экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и

фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на

улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,

бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка,

аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных

произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских

музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы

активности ребенка.

Организованная образовательная деятельность

представляет

собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

-       

с

одним ребенком;

-       

с

подгруппой детей;

-       

с

целой группой детей.

Выбор количества детей зависит от:

-       

возрастных

и индивидуальных особенностей детей;

-       

вида

деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная,

продуктивная)

-       

их

интереса к данному занятию;

-       

сложности

материала.

Но необходимо помнить, что каждый ребенок

должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации образовательной

деятельности в ДО на современном этапе - это уход от учебной деятельности

(занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей

дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми:

проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках

интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально

организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием

должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем

специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое

взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об

окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс

обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем

необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

Организованная

образовательная деятельность

в виде учебной

деятельности

через организацию

детских видов деятельности

1. Ребенок – объект формирующих

педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он

руководит и управляет ребенком.

1. Ребенок и взрослый – оба субъекты

взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя

взрослый, конечно, и старше, и опытнее.

2. Активность взрослого выше, чем

активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)

2. Активность ребенка по крайней мере не

меньше, чем активность взрослого

3. Основная деятельность – учебная.

Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи,

поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей.

Активность детей нужна для достижения этой цели.

3. Основная деятельность – это так

называемые детские виды деятельности.

Цель - подлинная активность

(деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект

этой активности.

4. Основная модель организации

образовательного процесса – учебная.

4. Основная модель организации

образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка

5. Основная форма работы с детьми -

занятие.

5. Основные формы работы с детьми –

рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование

исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и

т.д.

6. Применяются в основном так называемые

прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных)

6. Применяются в основном так называемые

опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых)

7. Мотивы обучения на занятии, как правило,

не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей

на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится

«Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь

учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная

цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации

освоения непривлекательных для детей предметных знаний».

7. Мотивы обучения, осуществляемого как

организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом

детей к этим видам деятельности

8. Все дети обязательно должны

присутствовать на занятии

8. Допускаются так называемые свободные

«вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в

детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и

интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать

или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом

вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

9. Образовательный процесс в значительной

степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее

намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный

конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы

детей

9. Образовательный процесс предполагает

внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и

интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования

фактического материала (например, интересных сведений о композиторах,

писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др.,

но не как «готовый образец» образовательного процесса.

Основные тезисы

организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

-    включенность воспитателя в деятельность

наравне с детьми;

-       

добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и

дисциплинарного принуждения);

-       

свободное общение и перемещение детей во время

деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

-       

открытый временной конец деятельности (каждый работает

в своем темпе).

Образовательная деятельность детей в режиме

дня

Помимо организованной образовательной

деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная

деятельность в режиме дня:

ü  В утренние и вечерние

часы

ü  На прогулке

ü  При проведении режимных

моментов.

Цели образовательной

деятельности в режиме дня:

ü  Охрана здоровья и

формирование основы культуры здоровья;

ü  Формирование у детей

основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического

сознания (безопасности окружающего мира)

ü  Освоение первоначальных

представлений социального характера и включение детей в систему социальных

отношений

ü  Формирование у детей

положительного отношения к труду.

Формы проведения образовательной деятельности

в режиме дня:

ü  Подвижные игры с

правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы,

спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;

ü  Оздоровительные и

закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и

рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты,

упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;

ü  Анализ проблемных

ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы,

рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;

ü  Игровые ситуации, игры с

правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные,

конструктивные;

ü  Опыты и эксперименты,

дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов),

коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,

ü  Беседы, речевые ситуации,

составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание

потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;

ü  Слушание исполнение

музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и

импровизации,

ü  Вернисажи детского

творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества

и др.

Самостоятельная деятельность детей.

По санитарно-эпидемиологическим требованиям

к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную

деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности,

личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Но это не значит, что ребенок должен быть

предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей

необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду и присмотр

и уход за каждым ребенком.

Развивающая предметно-пространственная

среда должна

быть:

ü  содержательно –

насыщенной,

ü  трансформируемой;

ü  полифункциональной;

ü  вариативной;

ü  доступной;

ü  безопасной.

1.      Насыщенность среды должна соответствовать

возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное

пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе

техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым,

спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со

спецификой Программы).

Организация

образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и

инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную,

исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,

экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и

водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой

моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие

детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность

самовыражения детей.

Для детей младенческого и

раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые

и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с

разными материалами.

2.      Трансформируемость

пространства

предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в

зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и

возможностей детей.

3.      Полифункциональность

материалов

предполагает:

возможность

разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например,

детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или

Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом

употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для

использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве

предметов-заместителей в детской игре).

4.      Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или

Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а

также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих

свободный выбор детей;

периодическую сменяемость

игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую,

двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5.      Доступность среды предполагает:

доступность для

воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и

детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная

деятельность;

свободный доступ детей, в

том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам,

материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность

материалов и оборудования.

6.      Безопасность

предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее

элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их

использования.

 

 

 

Просмотров: 347


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст