Консультация
для воспитателей
«Типы родительской любви»
Родители
составляют первую общественную среду ребенка. По мере взросления ребенка
родительская любовь все больше выполняет функцию поддержки безопасности внутреннего
психологического мира человека. Поэтому первой и основной задачей родителей
является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и нем заботятся.
Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в
родительской любви. Казалось бы излишне говорить об этом. Однако каждый,
работающий с детьми и родителями, знает, сколь нередки высказывания типа: «Нет,
не такого ребенка мы хотели бы иметь», «Я ему все отдаю, а он не ценит», «Не
знаю, в кого он такой уродился» и т.п. За этими фразами – внутреннее неприятие
своего ребенка, эмоциональный дефицит в отношениях с ним.
Многие родители считают, что нельзя показывать детям свою любовь к ним, что это
ведет к избалованности, эгоизму и пр. Но это не совсем так. Любовь, которая
реализуется не через многочисленные материальные блага и затраты, а через
повседневное поддержание и сохранение эмоционального контакта с ребенком, есть
то универсальное требование к воспитанию, которое применимо ко всем родителям
детей любого возраста. Основой для сохранения этого контакта служит искренняя
заинтересованность взрослого во всем, что происходит в жизни ребенка, желание
понимать и слушать маленького человека.
Известный детский психотерапевт, специалист в области детско-родительских
отношений А.С. Спиваковская выделяет восемь типов родительской любви.
Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула
родительского семейного воспитания: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив и
буду помогать ему в этом» - активное внимание к интересам ребенка, принятие его
как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.
Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в
общении). Формула: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня
так мало времени для общения с ним» - родители высоко оценивают ребенка,
особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием душевного
мира ребенка, с неумением помочь ему в его проблемах.
Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения).
Формула: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его
люблю» - признание действительных (но часто мнимых) отклонений в умственном или
физическом развитии ребенка, в результате чего родители склоняются к чрезмерной
его опеке, не веря в детские способности и возможности, не доверяя
ребенку.
Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая
дистанция в общении). Формула воспитания: «Нельзя винить моего ребенка в том,
что он недостаточно умен и развит». Родителям свойственно не вполне осознанное
оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями
рождения и т.д. Неблагополучие ребенка признается его правом при условии реального
невмешательства родителей в дела ребенка, плохого знания его переживаний и
внутреннего мира.
Отвержение (антипатия,
неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение встречается достаточно
редко, его формула такова: «Ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела».
Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в его помощи
и поддержке.
Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении).
Формула: «Я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен,
неприятен другим». В общении с ребенком родитель обычно не замечает в нем
ничего положительного, игнорирует любые его достижения, но в то же время
мучительно переживает свою связь с таким неудачником. В воспитании характерно
признание своего бессилия как родителя и переадресация ответственности специалистам
для «исправления».
Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула: «Мой
ребенок - негодяй, и я докажу ему это!» родители пытаются строгостью и жестким
контролем «переломить» ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию
общественности. В то же время при внутренней убежденности, что их ребенок
превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и
воли.
Отказ (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении).
Формула: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем» - отстранение от проблем
ребенка, родители как бы издали следят за ним, признавая его силу, ценность
некоторых личностных качеств. В поведении родителей прослеживается не вполне
осознанный призыв «оградить нас от этого чудовища».
Чаще всего в поведении родителей смешивается несколько вариантов отношений,
однако, данный подход позволяет определить, какая именно установка на данный
момент стала для родителей ведущей.