Эстетическое воспитание через
декоративно - прикладное искусство.
Необходимым условием построения
современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры
личности является использование народного искусства в педагогической работе с
детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка,
обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе
исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной
культуры.
Народное искусство в силу своей
специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает
сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского,
мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Декоративно – прикладное искусство
является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством
общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается
любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям
национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к
миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного,
развивать у них художественный вкус. Полюбив то, что его окружает, ребенок
лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет
все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий
местных жителей, их вкусов. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным
искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает
интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества,
ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более
глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные
представления, мышления, воображения.
Все это вызывает у детей стремление
передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно – прикладного
искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются
эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам
русского декоративно – прикладного искусства. У детей формируются разнообразные
способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Знакомство ребенка с русским
народным декоративно – прикладным искусством опирается на принцип общей
дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности,
индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей,
наглядности.
Включение ребенка в различные виды
художественной деятельности, основанные на материале народного творчества —
одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и
развития его художественно-творческих способностей.
Творческие
способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются
в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в
продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании
предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления
предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
В целях
эмоционального воспитания рассматривание предметов декоративно-прикладного
искусства желательно сопровождать художественным словом, прибаутками,
потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием
народной музыки, частушек, песен
Занятия декоративно-прикладным
искусством оказывают благотворное влияние на мыслительную деятельность
дошкольников. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства
перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются
многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению. Ребенок
видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им
применение.
Кроме того, сам процесс работы над
поделкой доставляет детям большое удовольствие. Изучая народно-прикладное творчество,
дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении. Рассматривая узоры,
дети учатся образному восприятию: на хохломских чашках травка огнем горит, узор
гжели похож на ледяные узоры в тереме Деда Мороза, дымковские глиняные игрушки
– на персонажей из сказки. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают об их
назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной
связной речи. Многие элементы орнамента рисуют красками, полученными с помощью
смешивания и наложения. Дети экспериментируют и путем поиска решают, как
получить новые оттенки.
Организация занятий по декоративному
рисованию дает возможность детям почувствовать себя в роли
художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и
чувствование окружающего мира
Декоративно-прикладное искусство
обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях
нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение
всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного
искусства новизну и элементы сказочности.
В процессе создания предметов
декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и
цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного
искусства в жизни. Окружающими предметами, впервые пробуждающими душу ребенка,
воспитывающими в нем чувство красоты, любознательности являются национальные
игрушки.
Первые годы жизни ребёнка - важный
этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты
характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей
страной. Корни этого влияния - в языке народа, который дитя усваивает, в его
песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от
природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он
живёт.
Маленьким детям ещё недоступны
понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить
почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими
красками его страны.
В народном творчестве отображаются и
исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную
песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок
дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не
преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве,
именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой
восприимчивостью.
Воспитывающее влияние народного
творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Богатство и
многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и
самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Сказки,
загадки, поговорки, пословицы - устное народное творчество представляют
настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.
Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в
которых выражены черты характера народа, широта его натуры.
Лепка, резьба, вышивание и другие
виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа,
которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных
предметов.
Народная игрушка давно вошла в быт
детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё
как продукт народного творчества. В самом деле, кто отличал среди детских
игрушек полированные яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры? Разве только
отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной
раскраской - это дымковские и городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по
воспоминаниям из детских лет.
В народной игрушке отражен
разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она
ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Народная игрушка имеет
свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво
развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.
Подходя к народной игрушке с
педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании
психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и
характера. В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также
и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной
жизни. В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка.
Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко
известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки. Интересны также игрушки
для развития движений - каталки, мячи, бабки, городки и т. д. Изобразительное
народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано к
детям. Всё в ней обращено к ребёнку её содержание, форма, окраска.
Самая основная, сильная сторона
сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребёнку, состоит в условности
её изображения. Условность изображения опирается на определённую отработанность
тех средств и способов, которыми создаётся игрушка. Будет ли это изображение
коня, птицы, человека всё решается традиционно выработанным средством. В
результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются
воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую
игру. Взрослые, может быть, хотели бы видеть в игрушке нечто другое, но ребёнка
привлекает именно её предельная простота и ясность.
Раскраска народной игрушки
представляет одно из её неоспоримых достоинств. В состязание с ней не всегда
рискнёт вступить современная фабричная игрушка до того живы, ярки, по-детски
выразительны её рисунки и краски.
В детском саду с раннего возраста
малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами,
каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается
знакомство детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской, каргопольской, филимоновской
игрушкой, богородской резьбой по дереву, русской матрешкой.
Городецкая деревянная игрушка
разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы,
яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё это придаёт игрушке
оригинальность, свежесть.
Дымковская глиняная игрушка
представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории
народного творчества. Удивительная простота сюжета, чёткость формы сочетаются с
живой раскраской. Более «детскую» игрушку трудно придумать.
Матрёшка - русская красавица. Чем она привлекает? Своей
простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и
в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую.
Выражение лица у каждой матрёшки своё. Наиболее известны семёновские и
загорские матрёшки, а также полхов-майданские.
Все они отличались элементами
росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан,
платок, полушалок, передник.
Гжельские изделия всегда легко
отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими
мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В
гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это
небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие
персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
Хохлома отразила в себе всё
богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь
ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и
создавали домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой
оживали картины природы.
Богородская резная игрушка. В ней
всё живо, всё близко малышу - и сюжет, и образ. Фигуры животных переданы тонко,
выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент богородской
игрушки. Через неё ребёнок получает верное представление о животных и разных
предметах.
Знакомство с мастерством народных
умельцев и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа,
ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Главными для осуществления данного
знакомства являются задачи:
1.Формирование у детей эмоциональной
отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства,
воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
2. Формирование обобщённых знаний и
умений:
- умение различать стили наиболее
известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской,
жостовской и др.;
- освоение детьми характерных
элементов, колорита, композиции.
3.Умение создавать выразительные
узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма,
симметрии.
Первая и вторая задачи
предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного
декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из
которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С
этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия.
Вторая и третья задачи
предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное
повторение всех элементов в росписи не главное.
Знакомить детей с декоративно
прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.
Для развития речи изделия народных
промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по
игрушкам, придумывать сказки.
Изделия народных промыслов помогают
понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является
основой гармоничного развития ребенка.
В узорах декоративных росписей,
характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм,
симметрия, соразмерность отдельных элементов, чётность в исполнении орнамента.
Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.
Народное декоративно прикладное
искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными
праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными
промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.
Следовательно, знакомя детей с
произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное
образовательное учреждение осуществляет единство эстетического и трудового
воспитания дошкольников и их духовного развития через декоративно-прикладное
искусство и традиционные виды народного художественного промысла.
Использование средств
декоративно-прикладного искусства в воспитательном процессе дает возможность
познакомить дошкольников с народными традициями, вызвать у них чувство гордости
за русский народ, воспитать у детей уважение к традициям своего народа,
приобщить их к миру общечеловеческих ценностей.
Изучение народного прикладного
искусства является основой для дальнейшего
развития творческих способностей, художественного вкуса и общей
художественной культуры детей
дошкольного возраста. Декоративно-прикладная деятельность детей с
использованием образцов народного прикладного искусства занимает особое место в
системе эстетического воспитания в детском саду.