"Михайловка ауылының "Колокольчик" бөбекжайы" мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное козенное комунальное предприятие "Ясли-сад  "Колокольчик" села Михайловка"

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Эстетическое воспитание через декоративно - прикладное искусство.

30.03.2017

Эстетическое воспитание через

декоративно - прикладное искусство.

 

Необходимым условием построения

современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры

личности является использование народного искусства в педагогической работе с

детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка,

обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе

исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной

культуры.

Народное искусство в силу своей

специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает

сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского,

мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Декоративно – прикладное искусство

является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством

общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается

любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям

национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к

миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного,

развивать у них художественный вкус. Полюбив то, что его окружает, ребенок

лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет

все виды, увидит то, что отличает их друг от друга    в зависимости от природных условий, занятий

местных жителей, их вкусов. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным

искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает

интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества,

ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более

глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные

представления, мышления, воображения.

Все это вызывает у детей стремление

передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно – прикладного

искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается  созидательная активность, формируются

эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам

русского декоративно – прикладного искусства. У детей формируются разнообразные

способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Знакомство ребенка с русским

народным декоративно – прикладным искусством опирается на принцип общей

дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности,

индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей,

наглядности.

Включение ребенка в различные виды

художественной деятельности, основанные на материале народного творчества —

одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и

развития его художественно-творческих способностей.

Творческие

способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются

в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в

продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании

предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления

предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

В целях

эмоционального воспитания рассматривание предметов декоративно-прикладного

искусства желательно сопровождать художественным словом, прибаутками,

потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием

народной музыки, частушек, песен

Занятия декоративно-прикладным

искусством оказывают благотворное влияние на мыслительную деятельность

дошкольников. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства

перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются

многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению. Ребенок

видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им

применение.

Кроме того, сам процесс работы над

поделкой доставляет детям большое удовольствие. Изучая народно-прикладное творчество,

дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении. Рассматривая узоры,

дети учатся образному восприятию: на хохломских чашках травка огнем горит, узор

гжели похож на ледяные узоры в тереме Деда Мороза, дымковские глиняные игрушки

– на персонажей из сказки. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают об их

назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной

связной речи. Многие элементы орнамента рисуют красками, полученными с помощью

смешивания и наложения. Дети экспериментируют и путем поиска решают, как

получить новые оттенки.

Организация занятий по декоративному

рисованию дает возможность детям почувствовать себя в роли

художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и

чувствование окружающего мира

Декоративно-прикладное искусство

обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях

нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение

всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного

искусства новизну и элементы сказочности.

 

В процессе создания предметов

декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и

цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного

искусства в жизни. Окружающими предметами, впервые пробуждающими душу ребенка,

воспитывающими в нем чувство красоты, любознательности являются национальные

игрушки.

Первые годы жизни ребёнка - важный

этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты

характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей

страной. Корни этого влияния - в языке народа, который дитя усваивает, в его

песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от

природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он

живёт.

Маленьким детям ещё недоступны

понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить

почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими

красками его страны.

В народном творчестве отображаются и

исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную

песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок

дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не

преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве,

именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой

восприимчивостью.

Воспитывающее влияние народного

творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Богатство и

многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и

самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Сказки,

загадки, поговорки, пословицы - устное народное творчество представляют

настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.

Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в

которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

Лепка, резьба, вышивание и другие

виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа,

которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных

предметов.

Народная игрушка давно вошла в быт

детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё

как продукт народного творчества. В самом деле, кто отличал среди детских

игрушек полированные яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры? Разве только

отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной

раскраской - это дымковские и городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по

воспоминаниям из детских лет.

 

В народной игрушке отражен

разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она

ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Народная игрушка имеет

свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво

развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Подходя к народной игрушке с

педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании

психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и

характера. В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также

и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной

жизни. В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка.

Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко

известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки. Интересны также игрушки

для развития движений - каталки, мячи, бабки, городки и т. д. Изобразительное

народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано к

детям. Всё в ней обращено к ребёнку её содержание, форма, окраска.

Самая основная, сильная сторона

сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребёнку, состоит в условности

её изображения. Условность изображения опирается на определённую отработанность

тех средств и способов, которыми создаётся игрушка. Будет ли это изображение

коня, птицы, человека всё решается традиционно выработанным средством. В

результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются

воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую

игру. Взрослые, может быть, хотели бы видеть в игрушке нечто другое, но ребёнка

привлекает именно её предельная простота и ясность.

Раскраска народной игрушки

представляет одно из её неоспоримых достоинств. В состязание с ней не всегда

рискнёт вступить современная фабричная игрушка до того живы, ярки, по-детски

выразительны её рисунки и краски.

В детском саду с раннего возраста

малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами,

каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается

знакомство детей с декоративно-прикладным искусством:  дымковской, каргопольской, филимоновской

игрушкой, богородской резьбой по дереву, русской матрешкой.

Городецкая деревянная игрушка

разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы,

яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё это придаёт игрушке

оригинальность, свежесть.

Дымковская глиняная игрушка

представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории

народного творчества. Удивительная простота сюжета, чёткость формы сочетаются с

живой раскраской. Более «детскую» игрушку трудно придумать.

Матрёшка -  русская красавица. Чем она привлекает? Своей

простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и

в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую.

Выражение лица у каждой матрёшки своё. Наиболее известны семёновские и

загорские матрёшки, а также полхов-майданские.

Все они отличались элементами

росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан,

платок, полушалок, передник.

Гжельские изделия всегда легко

отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими

мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В

гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это

небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие

персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

Хохлома отразила в себе всё

богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь

ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и

создавали домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой

оживали картины природы.

Богородская резная игрушка. В ней

всё живо, всё близко малышу - и сюжет, и образ. Фигуры животных переданы тонко,

выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент богородской

игрушки. Через неё ребёнок получает верное представление о животных и разных

предметах.

Знакомство с мастерством народных

умельцев и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа,

ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Главными для осуществления данного

знакомства являются задачи:

1.Формирование у детей эмоциональной

отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства,

воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.

2. Формирование обобщённых знаний и

умений:

- умение различать стили наиболее

известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской,

жостовской и др.;

- освоение детьми характерных

элементов, колорита, композиции.

3.Умение создавать выразительные

узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма,

симметрии.

Первая и вторая задачи

предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного

декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из

которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С

этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия.

 

Вторая и третья задачи

предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное

повторение всех элементов в росписи не главное.

Знакомить детей с декоративно

прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных

промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по

игрушкам, придумывать сказки.

Изделия народных промыслов помогают

понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является

основой гармоничного развития ребенка.

В узорах декоративных росписей,

характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм,

симметрия, соразмерность отдельных элементов, чётность в исполнении орнамента.

Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративно прикладное

искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными

праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными

промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Следовательно, знакомя детей с

произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное

образовательное учреждение осуществляет единство эстетического и трудового

воспитания дошкольников и их духовного развития через декоративно-прикладное

искусство и традиционные виды народного художественного промысла.

Использование средств

декоративно-прикладного искусства в воспитательном процессе дает возможность

познакомить дошкольников с народными традициями, вызвать у них чувство гордости

за русский народ, воспитать у детей уважение к традициям своего народа,

приобщить их к миру общечеловеческих ценностей.

Изучение народного прикладного

искусства является основой для дальнейшего 

развития творческих способностей, художественного вкуса и общей

художественной культуры  детей

дошкольного возраста. Декоративно-прикладная деятельность детей с

использованием образцов народного прикладного искусства занимает особое место в

системе эстетического воспитания в детском саду.

 

Просмотров: 355


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст