«Роль сказки в жизни детей»
«Сказка – это зернышко,
из которого прорастает эмоциональная оценка
ребенка жизненных явлений.»
В.А.
Сухомлинский
Воспитание
сказкой — один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши
предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи,
свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка:
на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более
понятен ребенку, чем категоричное родительское «Нельзя!»
Все дети любят сказки.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на
протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки
начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих
взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказки в воспитании
детей велика.
В
настоящее время родители не часто покупают книги, считая достаточным наличие
компьютера или планшета у ребёнка, не ходят с ним в библиотеку. Современные
дети погружены в искусственный визуальный мир телевидения, компьютеров и видео.
Непосредственно же рассказанная сказка стимулирует внутренний взор. Но самое
главное состоит в том, что сказка притягивает к себе лишь потому, что
доставляет удовольствие, как ребенку, так и родителю. В сказке заложены
морально-нравственные ценности, она развивает навыки общения, любознательность,
воображение, формирует представление об объектах окружающего мира. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
Поэтому, если вы хотите
помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык
детства – сказку.
Рассказывая малышу
сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки,
тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы
поведения, общения.
Лучше всего читать сказку
перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно
слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что
понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.
Сказкой можно снять
тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее
красивой и образной. Словарный запас расширяется. Рассказывайте сказку
интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и
интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.
Дети черпают из сказок множество познаний:
первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с
предметным миром. В художественно-эстетическом развитии сказка стимулирует
ребенка к творческой деятельности. В физическом развитии игровые сказочные
моменты, народные игры способствуют правильному формированию
опорно-двигательной системы организма. В речевом развитии сказка обогащает
словарь ребёнка, знакомит его с разными культурами, традициями. Сказка
корректирует мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты.
Затрагивая эмоциональную жизнь ребенка, сказка дает утешение, облегчение, она
предоставляет ребенку словесные картинки и символы, которые могут быть
использованы им для понимания и выражения своих чувств. Но для того чтобы
воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку
первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста
ребенка, особенностей его характера. Скажем, до двух лет воспитание сказкой не
имеет смысла — в таком нежном возрасте ребенка вряд ли заинтересует сказка. К
восприятию сказки ребенка нужно подводить постепенно, с младенчества, начиная c
колыбельных и ритмичных стишков-прибауток.
Не достаточно просто
прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее,
пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки
персонажей, представить себя на их месте.
Когда ребенок научится
работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки
героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь,
исправить какую-то ситуацию. А то бесценное время, которое вы проведете со
своим малышом, читая и играя, не заменят никакие другие блага.
Подготовил воспитатель младшей
группы: Овчарова В.Н.