Воспитываем патриотов с детства.
Воспитание любви к родному
краю,
к родной культуре, к родному
городу,
к родной речи – задачи
первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого – с
любви
к своей семье, к своему дому.
Постоянно расширяясь, эта
любовь
к родному переходит в любовь
к своему
государству, к его истории,
его прошлому
и настоящему, а затем ко всему человечеству
Д.С. Лихачев
Дошкольный возраст –
это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки
гражданских качеств. Как бы, не менялось общество, воспитание у подрастающего
поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. И если мы
хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свое село, нам нужно показать их с
привлекательной стороны. Очень важно привить детям чувство любви и
привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Тем более, что
нам есть чем гордиться. К.Д. Ушинский писал: “Ребенку нечего отрицать, ему
нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может
только человек, не понимающий потребностей детства”. Таким образом, проблема
патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее
актуальных.
Нравственно-патриотическое
воспитание ребенка дошкольника — сложный педагогический процесс. В основе его
лежит чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым
близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с
родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения
тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в
его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные
через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности
патриота. И наша задача — отобрать из
массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир
животных, труд людей, традиции дома ,детского сада, родного края. Исходя из
этого, работа по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду включает
в себя целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка
любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование
бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к
труду (человеку-труженику, результатам его труда);
— развитие интереса к
традициям и промыслам народов Казахстана;
— формирование
элементарных знаний о правах человека;
— расширение
представлений о городах Казахстана;
— знакомство детей с
символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства
ответственности и гордости за достижения нашей страны;
— воспитание
уважительного отношения к защитникам Отечества, традициям государства, государственным
праздникам;
— формирование
толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
А начиналось все
с занятий по ознакомлению с окружающим
миром, естествознанию, которые помогают
обратить внимание детей на самих себя, на основе познания себя формировать
представления о семье, родословной, воспитывать гордость за принадлежность к
своему роду, желание стать продолжателем лучших традиций своих предков.
Для этого проводились беседы "Мой дом",
"Моя семья", "Край в котором мы живем", в которых рассказывали
детям, как и почему появились у людей имена, фамилии, показывали иллюстрации,
оформляли семейные фотоальбомы, проводили
увлекательные вечера досуга "Отдыхаем всей семьёй", «Семья глазами
ребенка"
Постепенно ребенок
знакомился с детским садом, своей улицей, селом, а затем и со страной, ее
столицей и символами. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы.
В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего
материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем богат и
знаменит родной край, родное село история,
традиции, достопримечательности, памятники. Дети с удовольствием ходили на
экскурсии, наблюдали за природой родного края. Чтобы воспитать любовь к родному
краю, растениям и животным, населяющим его, вызвать желание общаться с
природой, оказывать посильную помощь в ее охране, сформировать активную позицию
– не равнодушного созерцателя, а деятельного и культурного участника в процессе
решения экологических проблем проводятся экскурсии, целевые прогулки,
наблюдения, мини – походы, маршрутные игры – путешествия.
Огромная работа была
проведана по знакомству детей с подвигом
народа во время Великой Отечественной Войны, с традициями празднования
Дня Победы. Ежегодно проводятся экскурсии к памятнику погибшим воинам. Дети с
удовольствием и большой ответственностью принимают участие в поздравлении
ветеранов в День Победы. Именно на этом и основывается патриотическое
воспитание дошкольников.
Свою любовь к родным местам, представление о
том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это в
своей работе мы стараемся передать нашим детям, что чрезвычайно важно для
воспитания нравственных, духовных и патриотических чувств подрастающего
поколения.
Михайловский ГККП ясли сад "Колокольчик"
Воспитатель: Тайберт Валентина .В.