Введение
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и
сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а
подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого
подхода к решению всевозможных проблем. Современные социально-экономические
преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют
необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью
эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в
любой жизненной ситуации.
Очевидно, что первой ступенькой развития творческого потенциала подрастающего
поколения являются дошкольные учреждения. Именно здесь возможно заложить основы
развития творческой личности для каждого ребенка, что обязательно поможет детям
в дальнейшем на всем их жизненном пути.
Творческое
воображение – необходимая составная часть творчества
Творчество –
способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы
для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс
придумывания новых, еще неизвестных задач. Одной из ключевых частей творчества
является воображение, которое заключается в способности придумывать
новые образы, новые решения, новые задачи.
Существуют различные классификации видов воображения, каждая из которых имеет в
своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.
1. По
признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с
его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное,
деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются
сознательно с условием поставленной цели.
2. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов
воображения бывает воссоздающим и творческим.
Воссоздающее
воображение – это представление чего-либо нового для данного человека,
опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового
(чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется
в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в
нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в
процессе коммуникации и усвоении социального опыта.
Творческое
воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание
или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном
создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом
творческого воображения людей.
В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у
других хуже. Хочу отдельно подчеркнуть – творчеству невозможно обучиться, читая
книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – практика в решении
творческих задач, развитие в той или иной степени творческого
воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в творчестве.
Развитие
творческого воображения у дошкольников
Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится
ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на
развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать,
способность творить.
Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные
фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение
начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится
богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 – 4 лет
иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что
правда происходило.
В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим - сюжеты детских игр,
рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок
сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы
осуществить свои
творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать,
не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет
надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.)
В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно - придумывать необыкновенные
истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В
этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые
обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной
способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать
успешной.
Как же помочь дошкольникам развить свое творческое воображение? Существует
множество разнообразных способов:
1.
Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт
дошкольников – читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы,
рассматривайте иллюстрации в книгах. Советуйте родителям ходить с детьми в
театры, музеи, ездить на экскурсии и т.д.
2. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло.
Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они
пережили.
3.Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с
ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.
4. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы,
стихи.
5.
Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для
дошкольника, в котором развивается творческое воображение.
6.
Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов
конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его
творческое воображение.
7. Используйте для развития творческого воображения у дошкольников специальные
игры и упражнения.
Игры
и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников целесообразно
проводить в группах ДО планомерно. Рекомендуется планировать их проведение
еженедельно в разделе «Игра. Творческие игры».