Развитие
творческого воображения у дошкольников
Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится
ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на
развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать,
способность творить.
Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные
фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение
начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится
богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 – 4 лет
иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что
правда происходило.
В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим - сюжеты детских игр,
рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок
сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы
осуществить свои
творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать,
не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет
надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.)
В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно - придумывать необыкновенные
истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В
этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые
обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной
способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать
успешной.
Как же помочь дошкольникам развить свое творческое воображение? Существует
множество разнообразных способов:
1.
Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт
дошкольников – читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы,
рассматривайте иллюстрации в книгах. Советуйте родителям ходить с детьми в
театры, музеи, ездить на экскурсии и т.д.
2. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что
произошло. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем,
что они пережили.
3.Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с
ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.
4. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы,
стихи.
5.
Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для
дошкольника, в котором развивается творческое воображение.
6.
Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов
конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его
творческое воображение.
7. Используйте для развития творческого воображения у дошкольников специальные
игры и упражнения.
Игры
и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников целесообразно
проводить в группах ДО планомерно. Рекомендуется планировать их проведение
еженедельно в разделе «Игра. Творческие игры».