ГККП Михайловский
ясли сад "Колокольчик"
Воспитатель Тайберт .В.В
Нравственное воспитание дошкольников через воспитание
любви к природе
Природа - или
мир вокруг нас. Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые
и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные
свежести зеленые луга и золотые хлебные поля. Торжественная сверкающая красота
зимы, мягкая прелесть весенних дней. Трудно найти человека, равнодушного к
родной природе. Человек учится у нее всему: красоте, чувству, доброте,
справедливости.
Как приобщить ребенка к окружающей его
природе?
Ребенок с раннего детства открывает и
исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость
общения с природой.
Дети учатся устанавливать связи между
живой и неживой природой, связь живого организма со средой обитания,
приспособленность к ней. При изучении природы открываются возможности и для
патриотического воспитания детей. Природа обогащает человека духовно. Наша
задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее красоту, Уметь ценить и
пользоваться увиденным. Воспитатель должен быть подготовлен сам к восприятию
красивого.
Чтобы увидеть красоту природы,
необходимо быть к ней ближе. Для этого у нас в детском саду проводятся
экскурсии в берёзовую рощу, в яблоневый сад по экологической тропе. Эти
экскурсии дают возможность обобщить знания детей о том, что лес – наше
богатство, а деревья, кустарники и травы – частица родной природы. Например,
всюду растет белоствольная береза, так ласково воспетая народом. С детьми можно
вспомнить стихи, песни о березе, загадки о лесе, пословицы, поговорки – кто
больше знает. Можно сравнить березу с другими деревьями, обратить внимание на
яркую белизну ствола, придумать, о чем могут шептаться березки.
В зимнее время провести экскурсию по
экологической тропе для того, чтобы дети сравнивали деревья , кустарники зимой
и осенью.
Воспитание любви к родной природе
должно идти через практическое применение знаний о ней. Если дети принимают
участие в озеленении участка, группы, то они не будут рвать и топтать цветы на
клумбах, не будут ломать деревья и кустарники, за которыми сами ухаживают.
Слушая красоту пения птиц, зная какую пользу, приносят они в народном
хозяйстве, дети полюбят, и будут охранять пернатых друзей, а в зимнее время
подкармливать их.
Чтобы «наполнить головы» детей
интересным содержанием, нужно проводит различные опыты, в частности, наблюдая
за луком, растущим в разных условиях. Такие наблюдения позволяют детям сделать
вывод. Выявление простейших связей, доступных понимания дошкольников, создает
благоприятные условия для умственного и трудового воспитания. Во-первых, это привлечение дошкольников
к общественно-полезной работе: озеленению группы, уходу за комнатными
растениями, сбору семян и т.д. Во-вторых, созданию живого уголка в группе
позволяет ближе общаться со всеми живыми существами.
Дежурство в уголке природы пробуждает в
детях инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие
поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах, с которыми они
вступают в контакт.
На литературных примерах раскрываются перед детьми,
что бывают добрые и злые поступки, хорошие и плохие дела, например в сказке
«Лиса, заяц, петух». Русская народная сказка с изумительным богатством ее
красок, описание, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками,
повторами, раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человеком. Воспитанию
нравственных чувств любви к окружающему способствуют рассказы о природе.
Прочитав один из рассказов, обсудив его, затем предложить детям изобразить это
в рисунке, затем рисунки собирать вместе, к ним добавить пересказ детьми
рассказа и вот получилась книга, созданная руками детей. Для поддержания
интереса предлагается разный материал. Например, рисование мелками на асфальте,
акварелью и гуашью на разном материале (бумага мокрая, мятая, шероховатая,
ткань).
Большое внимание должно быть уделено
экологическому воспитанию детей. Все живое связано с жизнью человека и несет в
себе эстетическое, познавательное, нравственное отношение к растениям и
животным. Познание мира природы может научить людей жить в согласии и гармонии
с окружающей средой, чтоб сохранить планету пригодной для жизни в будущем.
2018 год