ВАЖНОСТЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ
РЕБЁНКА
Развитие связной речи
является
центральной задачей речевого
воспитания детей. Именно е связной
речи
реализуется основная,
коммуникативная, функция языка и речи.
(Л. С. Выготский)
Для развития выразительной речи
необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои
эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не
стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по
театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день это игра, и
пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. Воспитательные возможности
театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может
удовлетворить любые интересы и желание ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся
с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки,
музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать,
анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над
выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется
словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль,
особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед
необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться.
Поэтому именно театрализованная
деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся
формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и
художественно-эстетического воспитания.
В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру
и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения,
неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами: душа
просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства.
Театрализация – это в первую очередь
импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с
другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.
Необходимость систематизировать еев
едином педагогическом процессе очевидна.
Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа
над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего
дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей – к
интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи
у детей старшего дошкольного возраста.
Для развития выразительной стороны
речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы
проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном
разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Кроме того, при обучении детей средствам речевой выразительности необходимо
использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность
выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность
естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно
разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными
выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика,
движения).
В старшем возрасте значительно
расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора
детей, дети привлекаются к режиссерской работе, у них развиваются навыки без
конфликтного общения.
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования
выразительности речи, активизации словаре, грамматического строя, диалогической
и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально- эмоционального
развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
-
единства социально-эмоционального и когнитивного
(познавательного) развития;
-
насыщении этой деятельности интересным и
эмоционально-значимым содержанием;
-
наличия интересных и эффективных методов и приемов
работы с детьми;
совместного участия в данном процессе детей и взрослые (педагогов и родителей).
В сказках персонажи делятся на
отрицательных и положительных героев Поступки и взаимоотношения построены таким
обрезом, что ребенок легко определяет их характер, эмоциональное состояние.
Лиса – хитрая, Волк – злой, Заяц – трусливый и т.д.
Сказки служат для детей первым
уроком нравственности морали, по которым живут люди. В них добро всегда
побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистичное восприятие жизни,
формирует положительные черты характера и азы общественного поведение. В нашей
группе есть театрализованный уголок, в который входят такие виды театров:
пальчиковый театр (представлен куклами – головками), театр игрушек
(используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу), театр на
фланелеграфе. Интересно и познавательно для детей разыгрывать сюжеты сказок с
помощью настольного театра игрушек, картинок. Сначала это делает сам
воспитатель, а затем привлекает и детей, когда они достаточно освоятся и изучат
произведение.