Игра – развлечение
«Большие буквы»
Цель: формирование коммуникативной
компетентности через развитие навыков свободного общения друг с другом и с
взрослыми у детей с тяжёлым нарушением речи (заиканием
и общим недоразвитием речи).
Задачи:
Ведущий
2: Сегодня мы с вами
собрались на игру «Большие буквы». Дети из группы «Родничок» придут к вам в
гости с интересными заданиями. Вы должны будете с этими заданиями справиться. Я
желаю вам успеха.
Ведущий
1: А за правильный ответ вы
получите кубик с буквой. В конце игры из букв на кубиках вы должны будете
сложить слово.
Ведущий
1: Вы любите сказки? (отгадывают сказки, героев по
собственным рисункам) А
попробуйте узнать этого героя (загадка)
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?
(Дети узнают
героя и дают ответ)
Ведущий
1: Да, вот он и сам к нам
идёт!
(под музыку из
кинофильма «Приключения Буратино» муз. А. Рыбникова вбегает Буратино с ранцем
за плечами)
Буратино:
Я весёлый Буратино,
Убежал я от Мальвины.
Надоело мне считать,
Надоело мне писать!
Ой, куда же я попал?
Я вас раньше не встречал.
Ведущий
2: Буратино, ты попал к детям
на игру «Большие буквы». Хочешь с нами поиграть? Тогда оставайся! (Буратино думает, но слышит музыку
кинофильма «Приключения Буратино» муз. А. Рыбникова)
Буратино: Нет, у вас не интересно. Пойдука, я
посмотрю, где звучит музыка.
(подходит к
ширме - «Театр» - около ширмы стоит Петрушка и зазывает на представление)
Петрушка:
Торопитесь, торопитесь!
Только сегодня, и только сейчас
одно представление.
Торопитесь, торопитесь!
Представление уже начинается!
Буратино садится
на пенёк и смотрит кукольную сказку «Два друга». Д. Хармс (в спектакле задействованы четверо
детей: 2 ведущих, герои Зайчик Серый хвостик, Лисичка Рыжий хвостик)
«Лиса и заяц»
Жили-были два
друга: зайчик Серый Хвостик и лисица Рыжий хвостик. Построили они себе домики и
стали друг к другу в гости ходить. Чуть только лисица к зайчику не идёт, зайчик
бежит к лисице и кричит: «Рыжий Хвостик! Что с тобой?»
А если зайчик к
лисице не идёт, лисица к зайчику бежит и кричит: «Серый Хвостик! Что с тобой?»
Как-то зайчик
Серый Хвостик прибежал к лисице в гости.
«Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!»
Вдруг он слышит: «Что за стук?
Видишь поздно, скоро ночь.
Уходи-ка лучше прочь!»
Зайчик думает: «Постой,
Я ведь тоже не простой!»
Вот лисица Рыжий Хвостик
Прибегает к зайцу в гости.
«Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!»
Отвечает зайчик вдруг:
«Нет, голубушка, шалишь,
Слишком рано ты стучишь!»
И с тех пор два лучших друга
Вечно злятся друг на друга.
По окончании
сказки Буратино вскакивает и кричит:
Буратино: Друзья называются. (ухмыляется) А ваши дети тоже так дружат?
Ведущий
1: Нет, Буратино, наши дети
очень даже дружные. Они тебе сами об этом споют. (дети - игроки исполняют песню «О
дружбе»)
Ведущий
2: Понравилась тебе песня?
Буратино: Ну, да, ничего!
Ведущий
2: Я смотрю, у тебя, ранец.
Ты, наверное, в школу собрался?
Буратино: Да.
Ведущий
1: А в ранце-то у тебя что?
Буратино: Там у меня азбука (достаёт и показывает азбуку).
Вот моя «Азбука», с чудными картинками и большими буквами. Мне её подарил папа
Карло.
Ведущий
2: А ты читать умеешь?
Буратино: Нет, не умею, но некоторые буквы уже
знаю
Ведущий листает
азбуку и предлагает назвать некоторые буквы, Буратино узнаёт только «Р» и
радостно восклицает:
Буратино: А Это буква эр! А вы, ребята, знаете эту букву?
Буратино: Ой, у меня ещё есть картинки, но что с
ними делать я не знаю. (достаёт
из рюкзака картинки)
Ведущий 1: берёт у Буратино картинки и предлагает
детям задание: Надо разложить картинки в три столбика в зависимости от места
звука «Р» в слове: в начале, в середине, в конце слова. (дети выполняют задание)
Ведущий
1: Проверяет задание. Даёт
детям букву «Р»
Ведущий
2: Предлагает детям
посмотреть азбуку, листает её, из азбуки выпадают листы с частями слова -
МАЛЬВИНА. Ой, Буратино, что выпало из твоей азбуки
Буратино: Да, это какие-то картинки.
Ведущий
1: Обращаясь к детям,
говорит: Разве это картинки? (дети
отвечают: Буквы)
Ведущий 1: Уточняет, что это слоги, из которых
можно составить слово.
Ведущий
1: Буратино, знаешь, наши
дети умеют из частей (слогов) составлять слова.
Предлагается
задание: из частей сложить слово
Дети складывают
слово: МАЛЬ - ВИ - НА
Ведущий 1: Даёт детям букву «У»
Ведущий
2: Да, какое красивое слово
получилось: МАЛЬ - ВИ - НА
Буратино: А, я знаю эту противную девчонку, Всё учит,
воспитывает!
Под музыку Дюрана
«Вальс» появляется Мальвина
Мальвина: Меня здесь кто-то звал? Ах, вот вы
где, Буратино! А я-то вас ищу!
Буратино: Интересно, зачем вы меня ищите? Опять
воспитывать будете?
Мальвина: Садитесь, Буратино, будем заниматься.
Буратино садится: ногу под себя, разваливается,
ворчит.
Мальвина: Вытащите из-под себя ногу, Выпрямите
спину и сядьте красиво. Мы займёмся математикой. У вас в кармане 2 яблока
Буратино: Врёте, у меня нет ни одного яблока. (проверяет и выворачивает карманы)
Мальвина: Я говорю, предположим, что у вас в
кармане 2 яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас яблок осталось?
Буратино: Два
Мальвина: Почему два? Подумайте хорошенько!
Буратино: Я же не отдам Некту яблоко, хоть он
дерись!
Мальвина: У вас нет способностей к математике.
Ведущий
2: Буратино, а наши дети
очень не только дружат, но и любят математику. Сейчас они тебе это покажут.
Дети из гр.
«Родничок» предлагают
задания:
а)
Назвать сказки, в которых встречаются цифры: 3, 7. (Используется приём эйдотехники)
б) Ёжик
по лесу шёл, на обед грибы нашёл: Два - под берёзой, один - у осины. Сколько их
будет в плетёной корзине?
в) В
лесной избушке жили зверюшки. Угадайте кто это?
Рыжая, пушистая, хитрая .
Большой, толстый неуклюжий .
Длинноухий косоглазый
Серый, злой, зубастый
Сколько зверюшек жило в избушке?
Ведущий 1: Даёт букву «И»
Буратино: Тьфу, какая ерунда! Хвастаются тут!
Мальвина: Какой вы невоспитанный, Буратино! Вы
просто шалун и должны быть наказаны! Я отведу вас в тёмный чулан. (берёт Буратино за руку и уводит
его, Буратино упирается)
Ведущий
1: Дети, а вы воспитанные? Мы
сейчас мы это проверим.
Игра с мячом
«Вежливые слова» (передают
мяч и называют слова)
(спасибо, до
свидания, здравствуйте, пожалуйста, добрый день, доброе утро, будьте добры, будьте
любезны, приятного аппетита, большое спасибо)
Ведущий 1: даёт букву А
Ведущий
1: А сейчас я предлагаю вам
отдохнуть .
Музыкальная пауза
танец «Летка-енка»
Садятся на места,
под музыку А. Спадевеккиа «Добрый жук» появляется Сверчок.
Сверчок:
Я сверчок, живу за печкой,
То-то тёплое местечко!
Я ищу Буратино, Вы его не встречали?
Ведущий
2: Он был у нас и не один, а
с Мальвиной. Она его учила, а он плохо себя вёл. Мальвине пришлось наказать
Буратино: Она повела его в тёмный чулан.
Сверчок: Очень жаль я хотел с ним поиграть!
Ведущий
2: Ты можешь поиграть с
детьми.
Сверчок: Однажды Мальвина убежала из театра
Карабаса Барабаса и поселилась на зелёной лужайке. Все звери, птицы и насекомые
ей помогали. Вспомните, кто помогал Мальвине? А что бы вам было легче отгадать,
у меня есть картинки
(достаёт их из
сумочки и отдаёт их Ведущий 1: и вместе выставляют картинки на
магнитную доску)
Сверчок задаёт
вопросы: Чем помогали
гусеницы? (крот, Артемон,
бабочки, сорока, мыши)
Ведущий 1: Даёт букву «О»
Сверчок: Помогите мне, пожалуйста!
Ведущий
2: Да, конечно. У тебя что-то
случилось?
Сверчок: Я нашёл за печкой табличку, на которой
написано какое-то слово, Но Крыса Шушера погрызла некоторые буквы, и я не могу
прочитать слово. (отдаёт
табличку с недописанными буквами)
Ведущий
1: Я думаю, что дети с
лёгкостью это сделают.
Дети дописывают
«ломаные» буквы и читают слово: СТРАНА
Сверчок
благодарит детей и уходит.
Ведущий 1 даёт
детям букву «Б»
Ведущий
1: Дети, как вы думаете, о
какой стране идёт речь в сказке «Золотой ключик»? Что это за страна такая? Да,
это СТРАНА ДУРАКОВ.
(выставляет
табличку, на которой написано: Страна Дураков)
Кот и Лиса выходят под музыку А. Рыбникова из
кинофильма «Приключения Буратино»
Лиса: Ну, где же этот глупенький Буратино?
Кот: Да, это я тебя спрашиваю, где
Буратино?
Лиса: Нет Буратино, нет и денежек.
Кот: А может он заблудился? Надо подождать! (кот садится на пенёк, а Лиса
оглядывается и ищет Буратино)
Лиса: Уселся, только бы ничего не делать!
Кот: А что ты предлагаешь?
Лиса: Надо попробовать найти этого глупого
деревянного мальчишку!
Появляется
Буратино, весело напевая
песенку.
Лиса: А Храбренький, отважненький, Буратино,
ты, должно быть, свалился с Луны?
Кот: А денежки-то у тебя с собой? Ты их ещё
не потратил?
Буратино: Да вот, они у меня в кошельке! (достаёт из кошелька монеты и
показывает их, Лиса бегает вокруг Буратино)
Лиса: А хочешь, чтобы их стало ещё больше?
Буратино: Я хочу много золотых монет для папы
Карло, тогда он сможет купить театр.
Лиса: Мы тебя сейчас научим: рой ямку и
клади свои денежки.
Кот: Посыпь солью, зачерпни из лужи воды и
полей хорошенько.
Лиса: Скажи шёпотом волшебные слова:
«КРЕКС-ФЕКС-ПЕКС»
Буратино: А вы уйдите подальше.
Лиса: Да мы и смотреть не хотим, где ты
зароешь свои денежки.
Кот: Боже сохрани! (уходят)
Буратино: оглядывается, закапывает денежки,
садится на пенёк и ждёт.
Ведущий
2: Буратино, что ты здесь
делаешь?
Буратино: Я закопал денежки и теперь жду, когда
вырастет денежное дерево.
Ведущий
2: Бедненький, глупенький,
Буратино! Тебя Лиса Алиса и Кот Базилио обманули! Разве ты не знаешь, что
деньги не растут на дереве?
Буратино: нет, а что надо сделать?
Ведущий
1: Буратино, послушай, что
надо делать, чтобы заработать деньги. (Дети
объясняют)
Ведущий
1: Правильно, надо работать,
А а чтобы кем-то стать, надо много учиться.
Буратино: Да, пожалуй, я пойду в школу, послушаю
совет говорящего Сверчка (уходит)
Ведущий
1: Дети, а какие профессии вы
знаете, назовите?
(затем даёт
детям букву «Т» )
Задание: А сейчас мы попросим гостей узнать,
люди, каких профессий к нам сейчас выйдут.
Пока дети
переодеваются, ребёнок из группы «Родничок» предлагает отдохнуть. Проводит пальчиковую игру:
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл,
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Третий палец - самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный помогает,
В землю косточки сажает,
А мизинчик -господинчик
В землю косточки сажает.
Дети гр.
«Сказка» предлагают гостям узнать профессии
Ведущий 1: Даёт букву «Н»
Составляют слово
из набранных букв на кубиках: БУРАТИНО
Ведущие: Сегодня вы показали себя настоящими
знатоками сказок, И «Больших букв». А главное, то, что вы умеете дружить,
общаться и готовы к тому, чтобы учиться в школе.