"Михайловка ауылының "Колокольчик" бөбекжайы" мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное козенное комунальное предприятие "Ясли-сад  "Колокольчик" села Михайловка"

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Консультация «Как и зачем учить стихи»

06.04.2018

Консультация  

«Как и зачем учить стихи»


Все мы прекрасно знаем,

что  одно из важных качеств, способствующих успешной учебе – это память.

Каждый из нас по своему школьному опыту знает, что тем детям, которые хорошо и

быстро запоминали материал, учиться было легче.

Безусловно,

хорошая память – не единственное условие успешной учебы, но без нее учиться

очень трудно. К счастью, память можно развивать и улучшать.

Как Вы думаете, когда надо начинать развивать память? Если Вы считаете, что

этим займутся в школе, то очень ошибаетесь.  Память развивается с детства,

чем раньше, тем лучше.  И один из cпособов  развития памяти  - это заучивание стихов.

Детская память

очень восприимчива, все заученное в детстве мы помним до глубокой старости.

 Когда малыш учит стихотворения, он совершенствует свою речь, расширяется

его кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.

 

Почему дети плохо запоминают текст? 

Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным,

что не связано с опытом ребёнка, с личными переживаниями, интересами,

потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а нет мотивации – нет

результативной деятельности. 

Конечно, не для всех малышей заучивание

стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно

запоминают то, что им особенно нравится. Так, в семьях, где близкие много и

часто разговаривают с ребенком, читают, малыши уже в годик смешно цокая

язычком, заканчивают строчки из стихотворения Барто «Я люблю свою лошадку». Но

есть и такие детки, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто каторжный

труд. Почему? Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправильно. Мы же

хотим рассказать вам, как правильно учить с ребенком стихи, учитывая его

психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные

предпочтения. 

Чтобы не подорвать добрых отношений с ребёнком,

не требовать от него невозможного, предлагаем воспользоваться некоторыми 


Рекомендациями для заучивания

стихотворений. 


№1. Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму

нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как

можно раньше. Декламируйте ему ритмичные стихи «Идет бычок качается», «Наша

Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в

подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. В

этот возрастной отрезок, около четырех лет, начинает особенно быстро

развиваться память малыша. 


№2. Для того чтобы стихотворение легко училось,

оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не

нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из

«Онегина». Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто,

Чуковского. 

Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи

ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с

их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить

стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания,

а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». 

И еще - учить стихотворение нельзя просто так.

Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например,

к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать

ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя. 


№3. Прежде, чем начать заучивание, взрослый,

который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с

выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует

обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить

их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз,

медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите

ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда

написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к

культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку

иллюстрации, игрушку, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите

стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения.

И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к

заучиванию. 


№4. Заучивать стихотворение следует эмоционально

и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено

для ребенка смысла. Учить стихотворение лучше индивидуально, малыш, не

проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым,

вряд ли будет часто обращаться к поэзии. 


№5 .Мы знаем, что одним из нас лучше

запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их

самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым -

напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только

взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений,

которые ориентируются на эти различия. Попробуйте поочереди каждый из них, и вы

увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать

вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим. 


№6 .Как и во всем: повторение – мать учения! Но

здесь не надо торопиться, один ребенок может выучить стихотворение за час,

другому необходима неделя, в течение которой, он будет запоминать по 2-3строчки

каждый день. 

И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с

ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к

нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку.

Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и

читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и

поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

 

Первое знакомство малыша с детской

литературой, в частности со стихами, начинается еще в колыбели, когда мама

нежным голосочком поет-приговаривает:

Баю, баюшки, баю

Не ложися на краю...

Малыш подрастает делает первые шаги и

уже декламируем:

Идет бычок качается...

Ритмичность рифмы завораживает ребенка и

он готов слушать понравившиеся строки снова и снова, и уже через некоторое

время малыш повторяет:

Мишка косолапый 

По лесу идет...

Все это происходит произвольно, в

удовольствие малышу и на радость маме.

Часто родители задаются вопросом - надо

ли учить с детьми стихи или это бесполезное занятие? Наш ответ однозначный -

да, надо.

Зачем

нужно учить стихи

Во-первых, с первых дней жизни малыш

начинает познавать мир, в основном, это происходит визуально-тактильным путем.

Стихи, потешки, наоборот, развивают мыслительную деятельность, в результате

чего расширяется кругозор и потребности маленького человечка, происходит

накопление и обогащение словарного запаса. Кроме того, ребенок слышит правильно

построенные предложения, что способствует развитию правильной и хорошей речи.

Во-вторых, заучивание стихов развивает и

тренирует память. Именно память человека помогает запоминать, накапливать и

сохранять информацию, использовать свой и чужой опыт в дальнейшей жизни.

Развитие интеллекта напрямую связано с развитием памяти.

В-третьих, знание стихов формирует

культурный уровень ребенка, приучает любить поэзию, развивает творческие

способности, делает вашего малыша эмоционально богатым человеком.

В

каком возрасте можно учить стихи.

Некоторые специалисты говорят, что можно

начинать еще тогда , когда малыш находится в утробе матери. Поэтому читайте

вслух стихи, слушайте детские песенки. Мелодичность ритма убаюкивает малыша и

создает благоприятный позитивный фон.

Рассказывайте стихи, когда бываете

вместе с ребенком на прогулке в парке, когда катаетесь на качелях или делаете

что-то по дому, наблюдайте какие стихи нравятся вашему чаду. Доказано, что тот

малыш, которому читают регулярно стихи, начинает раньше говорить. Понравившиеся

строчки дети любят слушать довольно часто, поэтому возвращайтесь к ним периодически,

и не заметите, когда ребенок начнет декламировать стихи вместе с вами.

В 2-3 года возможно это будут окончания

строчек или простые двустишия. Не торопитесь, чтобы не отбить охоту, не

настаивайте на заучивании большего количества. Если ваш ребенок проявляет

интерес и легко запоминает прочитанное, тогда можно попытаться выучить

четверостишия. Обычно это происходит к 4-5 годам, когда память начинает активно

развиваться вследствие накопленного жизненного багажа. Опять же, у кого-то это

происходит раньше, у кого-то позже, единого правила нет, главным условием

является ваше и ребенка желание и интерес.

Как

учить с ребенком стихи

Прежде, чем приступать к заучиванию,

нужно правильно выбрать стихотворение. Оно должно соответствовать возрасту

ребенка и быть понятным для него по смыслу. Детская литература сегодня

предлагает большое разнообразие авторов, но, возможно, лучше начать с детского

фольклора, считалок или с проверенной временем детской классики - А.Барто, К.

Чуковский, С. Маршак и других.

Сначала прочитайте стихотворение,

определите все слова, которые непонятны малышу, объясните их, приведите

примеры, затем эмоционально с выражением прочтите его, возможно 2-3 раза, чтобы

ребенок уловил ритм стихотворения. И только затем приступайте к заучиванию.

Существует много методов для заучивания

стихотворения, каждый из которых имеет право на жизнь, но самым

распространенным, пожалуй, является способ "накопления" или

"присоединения" - когда стихотворение заучивается и запоминается

маленькими порциями. Например, к выученным вчера двум строчкам присоединяем

выученные сегодня две строки, и уже повторяем 4 строчки стихотворения. Завтра

присоединяем еще две и уже повторяем 6 строчек и так до тех пор, пока не выучим

все стихотворение.

При таком способе начинать учить стих

нужно заранее, чтобы информация отложилась в памяти к моменту выступления. А

повторять можно где угодно и когда угодно - когда одеваете малыша, чтобы

отвлечь его от этого нелюбимого занятия, по дороге в детский сад, убирая

игрушки или купая ребенка в ванной.

Как

заинтересовать ребенка

Естественно, если вы скажете: "А

сейчас мы будем учить стихотворение и тренировать твою память", то ребенок

не будет гореть энтузиазмом выполнять данное задание.

Вспомним, что любое обучение дошкольника

проходит чаще всего в игровой, непринужденной форме, значит, и заучивание

стихотворения нужно представить в виде игры. Главное, чтобы в ней были

продуманы все обучающие моменты и последовательность.

Например, вы говорите "Ко мне в

руки попало письмо с просьбой спасти принцессу. Но для того, чтобы спасти

принцессу, заточенную в башне Кощея Бессмертного, нужно отыскать ключ/пароль к

основным воротам. Сделать это непросто, так как части этого пароля спрятаны в

разных местах...". И начинаете поиск по всей детской комнате или квартире

записок со строчками стихотворения пароля, выполняя небольшие задания (сложить

пазлы, нарисовать рисунок, исполнить танец, ровно выстроить ботинки в прихожей

и т.д), пока не выучите все четверостишие.

Кроме спасения принцессы это может быть

поиск клада/сюрприза (возможно сладкого), прохождение лабиринта, бюро находок,

супергерой спешит на помощь и многое другое, все зависит от вашей и ребенка

фантазии.

Развивайте

творческое начало

Чтобы стихотворение лучше запомнилось,

предложите малышу перевести его в образы, то есть нарисовать стихотворение

построчно так, как он его представляет. Для многих детей важна визуализация,

так как воспоминание напрямую связано с образом, которое возникает у ребенка в

тот или иной момент. Картинки или рисунки помогают малышу понять смысл

выученного стихотворения, вспомнить сюжет и слова в нужной последовательности,

а также развивают воображение. Вспомогательными приемами запоминания могут

служить различные детские наглядные пособия или дидактические игры. Дети любят

находиться в центре внимания, поэтому ко дню рождения папы или бабушки , или

любого другого члена семьи, предложите малышу устроить концерт, где обязательно

сольным номером будет чтение наизусть стихотворения. Если нужно, придумайте

декорации и специальный костюм, которые помогут раскрыть образ стихотворения,

не ограничивайте фантазию ребенка, пусть это будет дополнительной мотивацией

для того, чтобы выучить стих.

И последнее, учить стихотворение можно в

любое удобное для вас время, но как заметили ученые, что информация , усвоенная

перед сном, запоминается гораздо лучше. Поэтому, укладывая малыша спать, в

спокойной обстановке вспомните как прошел день и повторите выученные строки.

 

Просмотров: 382


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст